Водяное охлаждение. Жидкости Водяное охлаждение. Жидкости - Power Cooling
Вход
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

+38 (099) 679-22-01

10:00 - 18:00 /вск. выходной/

Сумма: 0 грн.
Товаров: 0
Закажите звонок
Главная Статьи

Водяное охлаждение. Жидкости

Водяное охлаждение. Жидкости 08.09.2013

Большинство современных производителей строго следят за качеством своей продукции, что позволяет рассчитывать на долгий срок службы, но при одном условии – правильной эксплуатации. Температурный режим и влажность в большинстве случаев более-менее соблюдаются, так что главенствующим фактором выступает правильный выбор охлаждающей жидкости, которую еще называют хладагент.

Вернемся на несколько лет назад, когда специализированные жидкости для СВО только-только начали появляться в большинстве магазинов. А что же заливали до них? Зачастую советую лить дистиллированную воду, некоторые призывают добавлять в нее серебряную спиральку, якобы препятствующую образование растительности в контуре. Иные товарищи бодро скандируют за антифриз/тосол – дешево, эффективно и легкодоступно. Но где же истина?

Начать стоит именно с антифриза или, как его окрестили во времена СССР, тосола. Что же он из себя представляет? В общем виде это вода с антифризом и специальными присадками (ингибиторами коррозии). В качестве антифриза выступает этиленгликоль, самая низкая температура замерзания для его связки с водой составляет -70 °С, а температура кипения 105-120 и более градусов Цельсия (в чистом виде – 197 °С). И уже сейчас должно появиться подозрение – ведь антифриз создавался для большого перепада температур, когда он не должен замерзать при отрицательных температурах, но при этом и не закипать при 100 °С, в СВО температура жидкости обычно держится в пределах 20-50 °С. Так чем же может обернуться подобная универсальность?

Была взята таблица с характеристиками типичного антифриза, подобный можно купить практически в любом автомаге за вменяемые деньги. Таблицу уже составили за нас, так что остается только внимательно посмотреть на сравнение и разобраться что к чему:

таблица-2.png

Выходит, что у антифриза теплоемкость ниже на 26%, а теплопроводность 37-45% в зависимости от температуры жидкости. Немаловажной характеристикой является вязкость, ведь используемые в СВО помпы в первую очередь рассчитаны на применение воды. Динамическая вязкость антифриза в 3.5-6.6 раз больше, чем у воды, зависит от температуры. В автомобилях мощные помпы и относительно простая структура охлаждающих элементов, но в современных водоблоках используется микроканальная архитектура и увеличение вязкости в 5 раз может прилично снизить расход жидкости в контуре.

Не стоит забывать, что этиленгликоль – это опасный для человека яд, вредны и его пары, использование в помещении не рекомендуется. Плюс такой антифриз может быть довольно агрессивным и разъедать прокладки, негативно влиять на плексиглас. Разумеется, существуют и более безопасные для людей марки антифриза на основе пропиленгликоля, но он (пропиленгликоль) обладает меньшей морозостойкостью, следовательно, его доля в антифризе выше.

Но именно на пропиленгликоле и созданы многие готовые жидкости для систем водяного охлаждения. Основное же отличие заключается в том, что в СВО не нужны минусовые температуры и доля пропиленгликоля значительно ниже, следовательно, по теплопроводности, теплоемкости, вязкости и токсичности такая смесь значительно лучше, чем готовый антифриз. Плюс к этому на выбор доступны различные цвета (раньше одним из аргументов в пользу антифриза как раз был его цвет – красный или синий, например).

Некоторые производители распространяют гарантию на свою продукцию только при условии использовании фирменной жидкости, например, это касается Koolance. Самое интересное, что их LIQ-705 в составе содержит аж 52,5% пропиленгликоля, в первую очередь для снижения электропроводности смеси. Тем не менее, они гарантируют, что с этой жидкостью проблем не будет. Наибольшей же популярностью пользуется хладагент от EK под названием EKoolant, отличающийся умеренным содержанием пропиленгликоля (10-25%), хорошим качеством и умеренной ценой.

Не менее популярна в качестве хладагента и дистиллированная вода, зачастую ее выбор мотивируется диэлектрическими свойствами и тем, что в ней не могут завестись бактерии, проще говоря, вода не зацветет. Получают ее путем дистилляции, т.е. обычную воду доводят до кипения, а затем получившийся пар конденсирует в отдельную емкость, попутно проходя через фильтры. Получившаяся вода действительно обладает минимальной электропроводностью и получается практически без посторонних примесей. Но неужели настолько чист контур, в который мы заливаем воду? Даже предварительно промытый радиатор или водоблок все равно содержит в себе мельчайшие частицы меди, латуни или других материалов, которые запросто могут свести на нет всю пользу дистиллированной воды.

В чем Вы покупаете такую воду? В пластиковых бутылках? А они могут выделять в воду метилхлорид, что опять же загрязняет воду. Уверен, что часть читателей вспомнят про серебряные пружинки, кольца и прочие изделия, которые должны обеззараживать воду. Но хоть сколько-нибудь заметное бактерицидное действие проявляется при концентрации серебра в воде более 150 мкг/л, а для этого пружинка или кольцо должно пролежать в воде около недели. Кстати, согласно мировым стандартам концентрация более 50 мкг/л в питьевой воде считается опасной, а само серебро относиться к высокоопасным веществам (класс опасности 2), так что не стоит обольщаться. Помимо этого серебро обладает высокой светочувствительностью и вода с высоким его содержанием под действием дневного света может приобрести розовый оттенок, не исключено и выпадение осадка.

Разумеется, что некоторые сейчас воскликнут, что «уже год дистиллят в контуре и никакого осадка» и будут по-своему правы. Долгое время я экспериментировал с различными жидкостями, начиная от кипяченой воды из-под крана и заканчивая спиртосодержащими смесями. И вода из-под крана запросто может простоять какое-то время в контуре без последствий, но в другом контуре хлопья могут появиться и со специализированной жидкостью – тут не угадаешь, но лучше не рисковать.

Отдельно стоит упомянуть про использование в одном контуре меди и алюминия. Мнения разделились и в данном вопросе, часть пользователей утверждает, что уже сколько-то там лет используют и ничего, другие выкладывают фото алюминиевых водоблоков Zalman, наросты на которых мечтаю о славе горы Эверест. Скорость реакции в первую очередь зависит от используемой жидкости: в воде, например, следы на алюминии могут появиться буквально за сутки. Антифризы с антикоррозийными присадками замедлят процесс, но не остановят его полностью. И хотя в современных компонентах алюминий используется лишь в декоративных целях, а с хладагентом не контактирует, не стоит забывать про невозможность использования алюминия в контуре. Никелировка и защитные лакокрасочные покрытия помогают, но не всегда, ярким примером опять же становятся водоблоки Zalman, которые покрашены и изнутри.

В качестве итога соберем все вышесказанное вместе:

Вышесказанное основывается на собственном опыте и опыте десятков людей с различных форумов, а также различных технических статьях и документах. Если у Вас есть другое мнение, то его всегда можно обсудить в комментариях, возможно, откроются новые факты.
По материалам PCcooling.ru

Список сравнения

Список сравниваемых элементов пуст.

Быстрый заказ