Водяное охлаждение. Основные компоненты Водяное охлаждение. Основные компоненты - Power Cooling
Вход
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

10:00 - 18:00 /вск. выходной/

Сумма: 0 грн.
Товаров: 0
Закажите звонок
Главная Статьи

Водяное охлаждение. Основные компоненты

Водяное охлаждение. Основные компоненты 06.09.2013

В первой части мы разобрались с мотивами для установки системы водяного охлаждения и общими положениями. Следующим шагом для заинтересовавшего человека будет получение ответов на вопросы «А как это все работает» и «А что мне для этого нужно?». Действительно, ведь перед тем, как что-то покупать и выбирать вообще, нужно разобраться в принципе работы, причем как всей системы в целом, так и ее отдельных компонентов. С этого и начнем.


Схему работы мы будем изучать на примере традиционной СВО, представляющей из себя замкнутый контур с компонентами. Для удобства представим ее в виде схематичного рисунка:

watercooling.jpg

Разберем по пунктам, для начала условно:


  1. Жидкость постоянно двигается по замкнутому контуру.
  2. Резервуар всегда ставится перед помпой, остальные компоненты можно располагать так, как удобнее, строгих правил нет.
  3. На данной схеме после помпы жидкость попадает в водоблоки – процессорный и на видеокарте.
  4. После водоблоков жидкость попадает в радиатор, охлаждается и вновь переходит в резервуар.


Теперь о том, почему же вышеперечисленные пункты условны:


  1. Жидкостью заполнен весь контур, т.е. говорить, что она проходит сначала один участок, а потом другой не совсем правильно.
  2. Подобное высказывание применимо к очень маленькой частице жидкости, которая и проходит этот путь по кругу.
  3. При должной скорости потока воды разница между температурой жидкости до водоблоков и после минимальна, потому и цвет стрелок – условность.


На схеме выше – общая структура, водоблок может быть один, а иногда их бывает и десяток, если речь идет о двухпроцессорной графической станции. Аналогично и помп может быть несколько (был один немецкий проект – 18 помп в одном корпусе), несколько резервуаров, несколько раздельных контуров. Одним радиатором, понятное дело, все не ограничивается, т.к. он выполняет важнейшую задачу – отвод тепла.

Теперь же пробежимся по всем компонентам по отдельности, чтобы обрисовать общую картину по выбору комплектующих.

Водоблок на процессор. В данном случае все просто – балом правят последний модели ведущих производителей: EK Supreme HF, EK Supremacy, Koolance CPU-370, Watercool Heatkiller 3 и несколько других менее распространённых моделей. Если хочется немного сэкономить без особой потери производительности, то стоит присмотреться к EK Supreme LT или LTX.


cpu waterblock.jpg


Водоблок на видеокарту. Они бывают двух типов: Fullcover и универсальный.

Fullcover водоблок практически полностью закрывает видеокарту и помимо непосредственно графического процессора охлаждает еще и видеопамять, систему питания и другие элементы. Выбор зачастую не очень богатый – модели от EK, Koolance, Watercool, Aquacomputer под конкретную модель видеокарты. Основная сложность заключается в том, что львиная доля водоблоков выпускается под видеокарты референсного дизайна. Многие производители в попытках выжать максимум из своих видеокарт переделывают дизайн платы, улучшают систему питания и т.д. Казалось бы – ставь воду и разгоняй, но нет, водоблоки не подходят. Но существует ряд исключений, например, фирма EK регулярно выпускает особые версии водоблоков для видеокарт Asus серии DCII, а также для нереференсных версий Palit/Gainward.

В том же случае, если видеокарта уже есть и Fullcover водоблоки не подходят, могут выручить универсальные модели – EK VGA Supreme HF, Swiftech MCW82, Koolance GPU-200 и прочие. Графический процессор они охлаждают как минимум не хуже, но при этом стоит задуматься над охлаждением остальных элементов – наклеить радиаторы, организовать обдув воздухом.

vga waterblock.jpg


Помпа. На данный момент наиболее популярны помпы Laing – модели DDC и D5, а также их различные вариации от других производителей. DDC более компактна и развивает более высокое давление, для нее выпускается огромное количество топов, топ-резервуаров и прочего. D5 не такая компактная и подходит для простых контуров, особо популярна версия D5 Vario – у нее уже есть встроенный регулятор скорости вращения, который позволит отрегулировать скорость помпы без дополнительных контроллеров.

Фонтанные помпы уже давно не используются, в первую очередь из-за низкой производительности, высокого уровня шума и питания от 220 В. Но есть неплохие помпы фонтанного типа, но выпускаемые специально для СВО – это модели от EK/JingwayDCP 4.0 (DP-1200) и DCP-2.2 (DP-400).

Для помп Laing желательно купить топ – это крышка, которая ставится на замену стандартной. Повышает производительность и позволяет использовать любые фитинги с резьбой G1/4”.

pump.jpg


Резервуар. Выбор достаточно богатый от десятка производителей разных форм и размеров: в один и два отсека 5,25”, колбы, топ-резы, совмещенные с помпой резервуары и многое другое. Но тут стоит помнить, что отдельный резервуар лучше, чем совмещенный с помпой, т.к. последняя будет передавать на резервуар вибрацию, следовательно, и на весь корпус. Исключения – это колбы от EK, которые вкручиваются в топ, с корпусом компьютера контактирует только топ помпы через специальный крепеж, который позволяет частично избавиться от вибрации.

reservoir


Радиатор. Сердце всей системы, к его выбору стоит подходить особенно тщательно. Если хочется тишины, то стоит помнить такое правило – 1 секция радиатора способна рассеять (при соблюдении нормальной температуры охлаждающей жидкости, а, следовательно, и компонентов) около 100 Вт. Проще говоря, радиатор типоразмера 3х120 способен рассеять 300 Вт тепловой мощности.

Современные процессоры в хорошем разгоне потребляют 200-300 Вт, еще столько же топовые видеокарты, хотя в последнее время намечается тенденция на снижение прожорливости видеокарт. Таким образом, если система состоит из процессора и одной топовой видеокарты и все это в разгоне, то потребуется 4-5 радиаторных секций, чтобы было тихо и холодно. Для простых систем хватит и 2-3 секций.

Теперь о самих радиаторах: условно их можно разделить на тонкие, средние и толстые. Основное отличие, понятное дело, в толщине и плотности. Если с толщиной все понятно, то про второе стоит пояснить: плотность измеряется в FPI – fins per inch, ребер на дюйм. У толстых радиаторов плотность обычно 8-12 FPI, у тонких может быть и 30 FPI. На что же она влияет? Если не вдаваться в подробности, плотность влияет на режим, в котором радиатор показывает максимальную эффективность.

Например, возьмем два радиатора: один толщиной 60 мм и 8 FPI, второй толщиной 30 мм и 30 FPI. При скорости вращения вентиляторов 900 об/мин первый радиатор сможет рассеять раза в два больше тепла, чем второй. Но стоит поднять скорость вращения до 2000-2500 об/мин, как второй радиатор окажется впереди по рассеиваемой мощности. Таким образом, если шум системы не беспокоит, то можно выбирать более плотные радиаторы, если основная цель – это тишина, то необходимо смотреть на модели с небольшой плотностью.

Лидерами среди толстых радиаторов сейчас являются: Coolgate, EK XTX и XSPC RX. Среди средних внимания заслуживает разве что EK XT, который за несколько лет стал поистине народным радиатором. Среди тонких моделей для более-менее тихой работы стоит выделить XSPC RS и EX, а для высокой скорости вращения – Black ICE GTS.

radiator.jpg


Помимо всего вышеперечисленного еще потребуются фитинги, шланг, адаптеры и прочие полезные и не очень мелочи, но они заслуживают более детального рассмотрения, чем мы и займемся в третьей части.

По материалам PCCooling.ru

Список сравнения

Список сравниваемых элементов пуст.

Быстрый заказ